мая 18, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.

Реконкиста.
Начиная с 718 года, в период междоусобных войн, раздробленная на графства и небольшие королевства Испания начала отвоевание своих земель католиками-христианами у арабского халифата, которое продолжалось повсеместно вплоть до конца IX-го - начала X-го веков. В этот период реконкиста обретает форму и силу: сплачивает мелкие княжества и графства под покровительством более сильных королевств, правители которых заключают союзы и определяют общего врага – мавров исмаилитов, захвативших земли Испании.
К концу XI-го века геополитическая ситуация меняется кардинально: Испания всё ещё втянутая в междоусобные распри, но уже частично объединенная в более крупные королевства (Астурия, Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, Кантабрия и графство Барселона) усилила свои позиции, что вызвало серьёзное беспокойство в эмиратах, уже утративших одну треть территории Пиренейского полуострова. Эмираты принимают решение просить помощи у альморавидов из Северной Африки и получают её... Отличающиеся жестокостью, крайней нетерпимостью к иноверцам и другим народностям, альморавиды подчиняют почти всю территорию мусульманской Испании. На территории Аль-Андалус начались преследования, репрессии и насильственное обращение в ислам не мусульманского населения. Христианам, евреям и другим народностям было разрешено селиться только в определённых местах - в небольших и густонаселённых резервациях. Не мусульманское население принуждали носить специальную одежду, определяющую их народность и вероисповедание, облагая непосильными налогами и податями. Жестокая политика к иноверным общинам привела к массовой миграции не мусульманского населения на север, в христианскую часть Пиренейского полуострова. Так к концу XII века на юге Пиренейского полуострова не осталось ни христиан, ни евреев, ни других народностей и племён кроме мусульман. В период с 1111 и до 1151 года альморавидам удалось нанести тяжёлый удар по христианской реконкисте, завоевав половину территории у христиан-католиков. С 1151 и по 1195 год христианская Испания переживает тяжелые поражения от альмохады – фанатичных, воинствующих исламистов пришедших из Северной Африки. 1195 год - последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты в сражении при Аларкосе. В начале XII века (16 июля 1212) битва при Лас-Навас-де-Толосе (Las Navas de Tolosa) в Андалусии становиться кульминационным моментом реконкисты. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские и португальские войска, поддерживаемые рыцарскими орденами (прибывшими для сражения со всего христианского мира) разгромили большую мусульманскую армию во главе Мухаммада ан-Насира, одержав стратегическую победу, за которой последовало изгнание мусульман с Пиренейского полуострова.


После нескольких месяцев осады, город Гранаду заняли войска королевства Кастилия и Леон. Тем самым ознаменовав конец мусульманского присутствия на Пиренейском полуострове и объединения почти всей территории в королевство Испания.
Реконкисту закончила королевская супружеская чета Изабелла I Кастильская (Изабелла Католичка - Isabel I la Católica) и Фердинанд II Арагонский (Fernando de Aragón "el Católico") 2 января 1492 года.


Примечательна эта супружеская чета (именуемая «католические короли») ещё и тем, что за окончательное изгнание мусульман с Пиренейского полуострова они получили от Папы Римского невиданную ранее привилегию – королевский патронат над церковью на всей территории королевства Испания. Реконкиста проводилась испанцами не только и не столько по политическим, экономическим или территориальным мотивам, сколько из-за религиозных убеждений. Если посмотреть на всю историю реконкисты в целом, то она представляется как единый и растянувшийся почти на 800 лет крестовый поход против неверных под знамёнами католической церкви. Католическое духовенство обладало огромным влиянием на людей – духовная жизнь находилась под полным контролем духовенства. В руках церкви находились просвещение и благотворительность: школы, университеты, больницы, приюты, помощь бездомным, престарелым и сиротам. Жизнь подданных испанской короны от колыбели и до могилы проходила под неусыпным наблюдением служителей церкви. Кроме политического и идеологического влияния католическая церковь обладала и могучей экономической силой. Доходы церкви можно было сравнить только с доходами королей. Духовенство обладало особыми правами - церковными фуэрос , согласно которым ее представители были подсудны только церковным трибуналам: к ним не могло быть применено насилие, в том числе пытки, арест и тем более смертная казнь. В теологическом плане католическая церковь подчинялась не испанской короне, а только папскому престолу. Можно ли считать что церковь является самостоятельным и независимым от королевской власти институтом? Совсем нет. Скорее всего, церковная власть походила на родную сестру королевской власти, с которой была связана кровными узами, покровительствовала ей, поощряла, использовала в своих целях и одновременно бдительно за ней следила, стараясь не допустить с её стороны поступков способных нанести королевскому трону или церкви какой-либо ущерб. С каждым поражением мавров укреплялась испанская государственность и наряду с нею мощь и авторитет церкви. Возможно, что после образования единого испанского государства интересы королевской власти и церкви в дальнейшем пришли бы в столкновение, как это происходило в других католических странах, если бы не два крайне важных обстоятельства, оказавших решающее влияние на последующее развитие взаимоотношений между этими институтами, а именно - открытие Америки и появление протестантизма. Испания к завершению реконкисты являлась государством-церковью, в котором интересы королевской власти и церкви переплетаются и отождествляются, образуя одно неразрывное целое. Чем сильнее становилось государство, тем влиятельнее и сильнее становилась католическая церковь. Таким симбиозом церкви и государства Испания вступает в следующую эпоху – конкисту . Влияние церкви на умы многих поколений испанцев, взращенных в нескончаемых войнах и крестовых походах на протяжении столетий, привело к массовому религиозному фанатизму, неизжитому окончательно и в наши дни. Испания считалась и считается поныне самым прочным оплотом католической религии в Европе.


Заступница и покровительница.
Точно неизвестно где возникла традиция создания кукол или статуэток изображающих христианских святых, но доподлинно известно одно – Santos как явление появилось на Пиренейском полуострове в период примерно с середины апологетов, что соответствует концу II и середине III веков. На развитие алтарных кукол и статуэток повлияли многовековые междоусобные распри и постоянные воины, удалённость деревней и маленьких городов от церквей и священников. Люди боялись выйти в церковь на молебен или проповедь, которые могли стать последними, особенно в период мусульманского господства над Пиренеями.
«Santos» переводиться с испанского языка как «Святой», представляя собой современное и обобщённое понятие изображения святых. В начале своего пути Santos изображали не только Деву Марию, но и библейские, религиозные, культурные и социально бытовые сюжеты. Ранние Santos встречались только в домах и гораздо позднее Santos стали появляться в католических часовнях и церквях. Создателей кукол Святых называли Santeros (мужчин) и Santeras (женщин). Скульптурные изображения Santos со временем стали раскрашивать, украшать и одевать в дорогие одежды. Постепенно общие и библейские сюжеты стали вытесняться изображениями Святых, чей лик становился всё совершеннее, само устройство Santos сложнее, одежды и украшения богаче и вычурнее – постепенно превращая Santos в настоящие произведения искусства, которое могли позволить себе только очень состоятельные люди или богатые приходы. Исторические предпосылки сложились так, что образ Богородицы Девы Марии – главной покровительницы и заступницы всех христиан, был и остаётся наиболее почитаемой святыней на Пиренейском полуострове, что не могло не сказаться на развитии Santos, изображающих Пресвятую Деву Марию.


Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада.
Спредыдущей частью очерка о Santos можно ознакомиться по ссылке - Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.

4 комментария:

  1. Всё же мир наш маленький. Santeros. Вот как интересно, в тюркских языках есть слово ER, означающее человек, а в частности мужчина и несущее нагрузку божественного причастия ЭРа к мирозданию. Удивительный наш мир.
    Жду продолжения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галочка, очень интересно, спасибо. А мир наш действительно удивителен !!!

      Удалить
  2. Очень интересно, спасибо! Жду продолжения :))

    ОтветитьУдалить
  3. Наталия, следующая часть больше о самих Santos и их создании :)

    ОтветитьУдалить