мая 26, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 5.

Развитие конкисты
Развивалась конкиста, а с ней развивались алтарные куклы и правила их создания. Ранее описывались правила создания алтарных статуэток Santos и требования к определённым видам древесины, из которых они создавались. С распространением конкисты, церковь, понимая необходимость присутствия и распространения христианства в Новом Свете, решается на изменения некоторых правил с учётом требований всё более растущей паствы Нового Света. Церковь повсеместно разрешает использовать любой вид местной древесины для создания «простых» статуэток. Церковь расширила список древесины для изготовления очень дорогих Santos некоторыми видами красного дерева: кубинским и гондурасским крупнолистным красным деревом, а так же некоторыми видами эвкалипта, являющимися эндемиками латинской Америки.


Изменилось отношение церкви и к резчикам Santos: если до начала XVI века резчиками были только мужчины, то благодаря конкисте резчиками могли быть и женщины. Женщины резчицы Santos появились в испанских колониях Нового Света и быстро завоевали популярность тонкой и тщательно выполняемой работой, настолько точной и кропотливой резкой, что заготовке Santos требовалась только окраска лика и одежд для полного завершения образа, минуя стадии лепки и многократного шлифования фигурки, что существенно сокращало время создания алтарных статуэток.


Мужчин резчиков просто не хватало в Новом Свете для обеспечения потребности в статуэтках. Труд женщин ценился на порядок дешевле мужского, что так же сказалось на удешевлении статуэток при увеличении общего их количества. В странах Латинской Америки женщины резчицы Santos более популярны и востребованы чем мужчины и сегодня.


Интересный факт, женщины резчицы алтарных статуэток появились в Европе только в конце XIX века. Создание кукол в стиле Santos было предметом экзотического хобби экзальтированных, очарованных месоамериканской культурой дам.
Отношение к туземцам и способы колонизации месоамерики напрямую зависели от персоналий, участвовавших в конкисте. Скорость, с которой развивалась конкиста, поражает:
• 1541 год - Эрнандо де Сото достигает берегов Миссисипи, а Педро де Вальдивия основывает Сантьяго.
• 1565 год - Основан Сент-Оргастин - первое поселение европейцев на территории современных Соединённых Штатов.
• 1567 год - Основание города Рио-де-Жанейро.
• 1580 год – Основание города Буэнос-Айрес.
• 1605 год - Основание Санта Фе, столицы испанской колонии Нью-Мексико. Сейчас это штат США.
Итак, с 1492 и до 1898 года Испания стала владычицей территориально огромных колоний, равных которым не имел даже Древний Рим. Большинство колоний сумели завоевать независимость в начале XIX века. Тем не менее, ряд таких островных регионов как Куба, Пуэрто-Рико и временно Доминиканская Республика управлялись Испанией до 1898 года, когда США лишили Испанию её колоний в результате войны.
Сложившаяся в XV веке в Америке испанская колониальная система носила в целом потребительски-хищнический характер по отношению к покорённым народам и бывшим империям. Французский исследователь Ж. Ламбер писал: «метрополия видела в своих колониях только источник обогащения путем вывоза драгоценных металлов и продуктов колониального сельского хозяйства, а также рынок для сбыта промышленных товаров метрополии. Всякая деятельность в завоеванных странах была организована для удовлетворения непосредственных нужд метрополии, без учета потребностей внутреннего развития этих стран». Вся экономическая жизнь колоний Испании подчинялась интересами короны. Монополией испанской короны считалась продажа соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги и множества других ходовых товаров, а так же драгоценных камней, золота, серебра, ртути. Статистика наука «упрямая». Если население центральной Мексики к 1519 году составляло около 25 млн. человек, то к 1548 году оно уменьшилось до 6,4 млн., к концу 60-х годов XVI века до 2,6 млн., а в начале XVII века здесь оставалось немногим более одного миллиона индейцев. Резкое снижение численности индейского населения в результате его массового истребления конкистадорами, болезнями и изнурительной эксплуатацией привело к катастрофической нехватке рабочих рук, прежде всего на плантациях и рудниках, принадлежащих феодалам и короне. Для восполнения убыли в живой рабочей силе стали ввозить из Африки рабов-негров.
Но у колонизации была и другая сторона… завоевание Мексики, как и других индейских земель в Америке, принесшие губительные последствия для ее народностей, объективно способствовала созданию в этой стране (где ранее безраздельно господствовали дофеодальные, а зачастую первобытнообщинные отношения), исторически более прогрессивных социально-экономических формаций. Возникли предпосылки вовлечения Северной и Центральной Америки в систему капиталистического развития в обозримом будущем. По историческим меркам очень быстро сформировалось новое, специфическое в этническом и культурном отношении колониальное общество, вобравшее в себя как навязанные испанцами черты западноевропейской культуры, так и наиболее стойкие черты культуры аборигенов.


В результате взаимопроникновения и ассимиляции, сложилась принципиально новая культура, в которой католицизм смешан с элементами богатой и самобытной индейской традиции, что обусловливают ее неповторимость и уникальность.
Как это ни кажется парадоксальным, но сохранению индейской традиции способствовали католические миссионеры. Для достижения успеха своего дела они волей-неволей вынуждены были приспосабливаться к местным условиям. Необходимо было преодолеть языковые барьеры и миссионеры прилежно изучали индейские языки, чтобы затем на этих языках проповедовать христианскую доктрину. Миссионеры преодолевали разногласия о представлении мироздания, приспосабливая католицизм к индейскому пантеону, понятному в индейской среде. По сей день католические обряды в Мексике и некоторых других странах латинской Америки сохраняют яркие черты древнеиндейского пантеизма.


С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

4 комментария:

  1. Ирина, спасибо за столь подробный рассказ! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирочка, спасибо за такую большую проделанную работу! Я сейчас готовлюсь к выставке, но потом обязательно вернусь и всё внимательно почитаю ( очень люблю подобные посты!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юленька, весь очерк можно прочитать целиком в файле формата PDF - «Santos. Испанский взгляд девы Марии» - http://1drv.ms/1rJyS4X

      Удалить