мая 31, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 6.

Мистерия Santos.
К периоду завершения конкисты сформировались и основные образы алтарных статуэток Santos. С середины XVII века превалирующим стилем при создании Santos стал стиль барокко – символ триумфа «европейской цивилизации». Барокко, отличающийся контрастностью, динамичностью обра-зов, стремлению к величию и пышности, аристократичностью, к совмещению реальности и иллюзии, но одновременно с тенденцией к автономии отдельных образов и даже жанров, стал основным стилем для алтарных статуэток Santos с середины XVII века и до наших дней. В Испании с началом эпохи стиля барокко стали создаваться Santos со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой для большего правдоподобия образа. На статуи Santos размером с человеческий рост очень часто надевали настоящие одежды и украшали настоящими произведениями ювелирного искусства, созданными из золота и драгоценных камней. Автор не пишет о том, что все алтарные Santos после XVII века выполнялись в стиле барокко, вовсе нет, но основная концепция и стиль – да, принадлежали стилю барокко. Несмотря на основные постулаты изображения алтарных статуэток, принятые церковью, облик статуэтки менялся в зависимости от места и времени создания, а так же от видения статуэтки мастером. Основные правила изображения святых, выполненные в алтарных статуэтках Santos, имеют те же корни что и иконопись. Некоторые правила изображения святых уже описывались ранее, но мы вкратце коснёмся ещё некоторых правил напрямую имеющие отношение к алтарным статуэткам Santos.
Алтарная статуя – не портрет и не жанровая статуэтка, это прообраз святого и символизм идеального человечества. Потому алтарная статуя дает лишь символическое его изображение и не преследует цели физического сходства. Физическое движение статуи было сведено до минимума или вовсе отсутствует, несмотря на подвижность сочленений некоторых Santos. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры и рук, складками одежды и её цветом, а главное – глазами.


Одежда на Santos не средство прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей одежды – это складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует так же о времени создания статуи. В VIII – XIV веках складки вырезались или прорисовались частые и мелкие, что повествовало о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки создают прямыми, длинными, чёткими и редкими, через них проецируется духовная энергия, как бы передавая полноту упорядоченных духовных сил. Вся алтарная статуя Santos является повествованием через постулаты церковного символизма.
Изображение нимба – олицетворение сияния света и Божественной славы, которые призваны преображать сущие и человека, соединившегося с Богом. Изображение круга очень важный элемент и символ в христианстве – не имеющий ни начала, ни конца и означающий Вечность. Корона являлась почти неотъемлемой частью образа алтарных статуй Santos, украшенная драгоценными камнями или стразами она символизировала духовное богатство святого. Присутствие скипетра говорило о знаке церковной власти. Солнце, дарующее свет и жизнь, над головой святого символизировало Бога и слово Божье. Полумесяц или намного реже присутствующая Луна – сложный и амбивалентный образ, изменчивый и неверный. Луна меняет природу своего действия в зависимости от знаков и образов, в окружении которых она находится. Луна является мистическим символом постоянных трансформаций и преобразований формы, силой управляющей превращениями в природе.
Атрибуты важны как символы церковных таинств. Так изображение сосуда с водой являлось символом крещения. Алавастр изображался как символ таинства миропомазания. Таинство причащения символизировали чашей или дискосом. Лавровый венок – дух радости. Голубица, держащая во рту ветвь, обозначала милосердие. Золотой венец – символ духовной победы. Семь золотых звёзд, обычно присутствовавшие в нимбе святого – дух ведения. Громовые стрелы – страх или гнев Божий. Книга – символ мудрости. Золотой подсвечник олицетворял дух разума, а золотой крест или сердце символизировали веру, надежду и любовь.


Поза рук статуэтки так же символичны и передают некоторый посыл. Например, рука благословляющая является символом священного таинства. Рука держащая другую руку – символ венчания. Рука прижатая к груди – сердечное сопереживание. Поднятая вверх рука является символом призыва к покаянию. Протянутая вперёд рука с открытой ладонью – знак повиновения и покорности. Обе руки поднятые вверх – моленье о мире и прощении. Жест просьбы или моление о помощи изображались поднятыми вперёд руками. Прижатые руки к щекам повествуют о скорби и печали. Шарнирные сочленения алтарных статуэток позволяли передавать важные сообщения верующим всего лишь привнося небольшие изменения в положение рук статуэтки.


Иногда, в руки больших, с человеческий рост алтарных статуй вкладывали некоторые предметы или растения для подчёркивания важности события. Если вы увидели в руке Девы Марии цветок анемона, то это говорило о глубокой скорби. Красный крест держали в руках святые мученики, а если Дева Мария – Возрождение. Крайне редко можно было встретить изображение Девы Марии с пеликаном в руках – символом чадолюбия.
Цветовая палитра строго регламентировалась в соответствии с церковными канонами. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон. Образу Спасителя свойственны цвета темно-коричнево-красного хитона и темно-синего гиматия.
• Золотым цветом или светом возвещается радость. Золото (ассист) на одеждах святого символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного.
• Желтый или охра – цвета наиболее близкие по спектру к золотому, часто являются просто его заменой, также являются цветами высшей власти ангелов.
• Пурпурный или багряный цвета были очень значимыми символами, особенно в византийский период. Это цвета царя, владыки, Бога на небе и императора на земле. Потому кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в одеждах Богоматери – царицы Небесной.
• Красный – один из самых заметных цветов в Santos. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения, победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов.
• Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
• Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и небесное.
• Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юно-сти, цветения, надежды, вечного обновления.
• Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
• Серый – цвет, который почти никогда не использовали в росписи алтарных статуэток Santos. Смешав в себе черное и белое (зло и добро), он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
• Черный цвет – цвет зла и смерти. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов ушедших от обычной жизни – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.


С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 5.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

мая 26, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 5.

Развитие конкисты
Развивалась конкиста, а с ней развивались алтарные куклы и правила их создания. Ранее описывались правила создания алтарных статуэток Santos и требования к определённым видам древесины, из которых они создавались. С распространением конкисты, церковь, понимая необходимость присутствия и распространения христианства в Новом Свете, решается на изменения некоторых правил с учётом требований всё более растущей паствы Нового Света. Церковь повсеместно разрешает использовать любой вид местной древесины для создания «простых» статуэток. Церковь расширила список древесины для изготовления очень дорогих Santos некоторыми видами красного дерева: кубинским и гондурасским крупнолистным красным деревом, а так же некоторыми видами эвкалипта, являющимися эндемиками латинской Америки.


Изменилось отношение церкви и к резчикам Santos: если до начала XVI века резчиками были только мужчины, то благодаря конкисте резчиками могли быть и женщины. Женщины резчицы Santos появились в испанских колониях Нового Света и быстро завоевали популярность тонкой и тщательно выполняемой работой, настолько точной и кропотливой резкой, что заготовке Santos требовалась только окраска лика и одежд для полного завершения образа, минуя стадии лепки и многократного шлифования фигурки, что существенно сокращало время создания алтарных статуэток.


Мужчин резчиков просто не хватало в Новом Свете для обеспечения потребности в статуэтках. Труд женщин ценился на порядок дешевле мужского, что так же сказалось на удешевлении статуэток при увеличении общего их количества. В странах Латинской Америки женщины резчицы Santos более популярны и востребованы чем мужчины и сегодня.


Интересный факт, женщины резчицы алтарных статуэток появились в Европе только в конце XIX века. Создание кукол в стиле Santos было предметом экзотического хобби экзальтированных, очарованных месоамериканской культурой дам.
Отношение к туземцам и способы колонизации месоамерики напрямую зависели от персоналий, участвовавших в конкисте. Скорость, с которой развивалась конкиста, поражает:
• 1541 год - Эрнандо де Сото достигает берегов Миссисипи, а Педро де Вальдивия основывает Сантьяго.
• 1565 год - Основан Сент-Оргастин - первое поселение европейцев на территории современных Соединённых Штатов.
• 1567 год - Основание города Рио-де-Жанейро.
• 1580 год – Основание города Буэнос-Айрес.
• 1605 год - Основание Санта Фе, столицы испанской колонии Нью-Мексико. Сейчас это штат США.
Итак, с 1492 и до 1898 года Испания стала владычицей территориально огромных колоний, равных которым не имел даже Древний Рим. Большинство колоний сумели завоевать независимость в начале XIX века. Тем не менее, ряд таких островных регионов как Куба, Пуэрто-Рико и временно Доминиканская Республика управлялись Испанией до 1898 года, когда США лишили Испанию её колоний в результате войны.
Сложившаяся в XV веке в Америке испанская колониальная система носила в целом потребительски-хищнический характер по отношению к покорённым народам и бывшим империям. Французский исследователь Ж. Ламбер писал: «метрополия видела в своих колониях только источник обогащения путем вывоза драгоценных металлов и продуктов колониального сельского хозяйства, а также рынок для сбыта промышленных товаров метрополии. Всякая деятельность в завоеванных странах была организована для удовлетворения непосредственных нужд метрополии, без учета потребностей внутреннего развития этих стран». Вся экономическая жизнь колоний Испании подчинялась интересами короны. Монополией испанской короны считалась продажа соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги и множества других ходовых товаров, а так же драгоценных камней, золота, серебра, ртути. Статистика наука «упрямая». Если население центральной Мексики к 1519 году составляло около 25 млн. человек, то к 1548 году оно уменьшилось до 6,4 млн., к концу 60-х годов XVI века до 2,6 млн., а в начале XVII века здесь оставалось немногим более одного миллиона индейцев. Резкое снижение численности индейского населения в результате его массового истребления конкистадорами, болезнями и изнурительной эксплуатацией привело к катастрофической нехватке рабочих рук, прежде всего на плантациях и рудниках, принадлежащих феодалам и короне. Для восполнения убыли в живой рабочей силе стали ввозить из Африки рабов-негров.
Но у колонизации была и другая сторона… завоевание Мексики, как и других индейских земель в Америке, принесшие губительные последствия для ее народностей, объективно способствовала созданию в этой стране (где ранее безраздельно господствовали дофеодальные, а зачастую первобытнообщинные отношения), исторически более прогрессивных социально-экономических формаций. Возникли предпосылки вовлечения Северной и Центральной Америки в систему капиталистического развития в обозримом будущем. По историческим меркам очень быстро сформировалось новое, специфическое в этническом и культурном отношении колониальное общество, вобравшее в себя как навязанные испанцами черты западноевропейской культуры, так и наиболее стойкие черты культуры аборигенов.


В результате взаимопроникновения и ассимиляции, сложилась принципиально новая культура, в которой католицизм смешан с элементами богатой и самобытной индейской традиции, что обусловливают ее неповторимость и уникальность.
Как это ни кажется парадоксальным, но сохранению индейской традиции способствовали католические миссионеры. Для достижения успеха своего дела они волей-неволей вынуждены были приспосабливаться к местным условиям. Необходимо было преодолеть языковые барьеры и миссионеры прилежно изучали индейские языки, чтобы затем на этих языках проповедовать христианскую доктрину. Миссионеры преодолевали разногласия о представлении мироздания, приспосабливая католицизм к индейскому пантеону, понятному в индейской среде. По сей день католические обряды в Мексике и некоторых других странах латинской Америки сохраняют яркие черты древнеиндейского пантеизма.


С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

мая 24, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.

«Твоя ль вина, что милый образ твой…»
Под влиянием требований католической церкви и местных традиций основные направления и стили Santos полностью сформировались к концу XIII века и почти не изменялись до начала экспансии католической Испании на территории Америки и Африки. Внимательный читатель наверняка заметил неоднократное упоминание о влиянии церкви на развитие Santos, но без разъяснений основных причин и следствий этого влияния. К канонам изображения Santos католическая церковь предъявляла требования не менее жёсткие, чем к любым другим формам церковного изобразительного искусства: монументальной живописи (фреска, мозаика и прочее), живописи на религиозные темы, чеканке, литью, изображению на эмали и многому другому... Для средневековой церковной живописи характерны некоторые стилистические особенности, такие как:
• Все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах принятых иконографической традицией.
• Святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов – нимбами.
• Стилизуются пропорции человеческого тела – удлиняются, укорачиваются.
• Стилизуются также складки одежд, форма горок, арок и архитектуры.
• Используется особая символика цвета, света, жестов и различной атрибутики.
Совокупность всех изобразительных приёмов создаёт особую знаковую систему – язык, где каждое изображение является семиотическим текстом, подробно раскрывающим о святом и действии связанным с ним. Каждый жест, поза, наклон головы, положение рук, цвет одежд, изображение животных или некоторых вещей, присутствующих на изображении – всё это словно слова и предложения, рассказывающие свою, уникальную историю… Например атрибутами мученика становились орудия казни или пыток, которым он подвергался или от которых погиб.


Сопровождающие животные повествуют о видениях или о том, каким чудесным образом животные спасали святых. Некоторые атрибуты повествуют о принадлежности святых к той или иной группе, например: корона повествует о причастности к царскому роду,


тиары – к папству, митры – к епископам,


пальмовые ветви символизируют девственниц, а ракушка символ паломничества. Символ Ангелов – это конечно крылья.


Некоторые атрибуты присущи только конкретному святому: так сосуд с миро или красное пасхальное яйцо символизируют Марию Магдалену, а ключи от рая – Апостола Петра. Различные цвета ряс канонизированных монахов говорят о принадлежности их к тому или иному ордену: так орден доминиканский ассоциируется с белыми рясами, а малиновый цвет рясы с редемптористким орденом (Конгрегация Святейшего Искупителя). Конечно же, каноны изображения святых отличны в различных направлениях христианства, особенно различия усугубились после Великого раскола церквей в 1054 году.
Испания была вторым по значению центром Римской империи после Италии. Весьма рано в Испанию проникло и стало распространяться христианство не смотря на достаточно суровые преследования со стороны Римской власти, а впоследствии вестготов, вандалов, варваров и мусульман. В ранний период христианства почти некому было следить за созданием алтарных кукол-статуэток. Слишком далеко находились единичные христианские священники, слишком опасно было искать их в контролируемых римлянами, городах-королевствах и графствах…. С развитием христианства, примерно в V – VI веках, стали появляться церкви-базилики, возникали монастыри, представителей католического духовенства становилось больше. Примерно с конца IV века алтарные статуэтки Santos начали набирать популярность на территории Пиренейского полуострова и как следствие этого – увеличение спроса на них. Далее вступает один из законов экономики, который лаконично изложил Джон Мейнард Кейнс : «Спрос рождает предложение». Конечно же, не все христиане-католики обладали необходимыми навыками, чтобы сделать самим алтарную статую такой, какой они хотели бы её видеть, а значит… нужно было обращаться к резчику по дереву (Santero), который за свой труд просил оплаты. Вырезать и расписать деревянную статуэтку недостаточно, было необходимо освещение церковью, чтобы деревянная кукла стала алтарной статуэткой. Резчики и росписчики по дереву не обладали необходимыми теологическими знаниями, чтобы сделать свою работу соблюдая все церковные правила. Мастерам приходилось в свою очередь обращаться к представителям церкви, которые зная и соблюдая каноны изображения святых, могли освятить статуэтку и… были совсем не прочь обогатить свой приход несколькими золотыми солидами.


Рекомендации, правила, законы и каноны – это градации различных требований и устоев. Если мы рассматриваем рекомендацию, то подразумеваем некоторый совет, некоторое дружеское и необязательное пожелание. Если мы рассматриваем канон, то относимся к этому своду законов как к чему-то незыблемому, непогрешимому, не подлежащего пересмотру. Весь спектр этих градаций церковь применяла к алтарным статуэткам Santos в зависимости от места, исторического момента и конечно же из экономических соображений. Древесину осины или других недорогих пород дерева церковь разрешала использовать для простых и дешёвых статуэток предназначенных для бедных. Хотя в это же время не рекомендовала, а порою и требовала законодательно использовать дорогие сорта древесины для создания дорогих Santos, предназначенных для больших приходов и церквей. Эти же правила относились к украшению и к росписи Santos – можно расписывать дешёвыми красками статуэтки для простолюдинов, но нельзя использовать те же краски для дорогих алтарных статуй. «Двойная мораль»? – спросите Вы. И «да», и «нет» – будет ответ. «Да» – так как это подчёркивало неравенство на всех возможных ступенях и во всех возможных вертикалях иерархии: социальной, классовой, родовой, национальной и любой другой, которую только можно вообразить. «Нет» – так как качественно выполненные из дорогих материалов статуэтки становились достоянием церквей, очень богатых вельмож, королевских особ, превращаясь в произведения искусства, а значит и требования предъявлялись очень высокие не только к материалам и качеству работы, но и к условиям содержания этих шедевров.
Дорогие алтарные Santos представляли не только религиозный или эстетический аспект, но являлись и вожделенным предметом роскоши – как показателя социального статуса, богатства и могущества. Средней руки торговец, небогатый аристократ или бедная церквушка в удалённом городке не могли себе позволить минимальные условиям содержания роскошных алтарных статуй Santos, не говоря уже о покупке оных.
Истории известен случай начала междоусобной войны между двумя городами-королевствами из-за алтарной статуи Девы Марии, в которой погибло более 1500 человек и закончившейся бесславной утратой статуи, из-за которой и возник конфликт между двумя в прошлом друзьями...
Подытоживая, можно смело написать, что дорогие статуи Santos являлись не только культовой атрибутикой, не только предметом искусства, и не только показателем статуса и привилегированности своих владельцев, но и выгодным вложением средств с огромным оборотом, полностью направляемых и контролируемых католической церковью. Экономический аспект Santos нельзя игнорировать так же, как мы не можем игнорировать огромную историко-культурную роль алтарных статуй Santos. При кажущейся нам сегодня социальной и морально-этической несправедливости прошлого, не смотря на двойные стандарты и полный контроль со стороны католической церкви – без всего этого мы бы не смогли любоваться произведениями искусства прошлых веков, чудесным образом сохранённых до наших дней.


С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

мая 21, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.

Из чего же, из чего же…
Было бы неверно написать, что практика объёмного изображения святых существовала только в Испании. Изображались объёмно святые и в Италии, и во Франции (особенно в Провансе), и в некоторых других странах Европы. Но Santos создавались только в Испании.
Ранние Santos выполнялись из дерева, позднее из камня и даже кости. Несколько позже стали появляться статуэтки Santos литые из бронзы и других металлов. Но не пользующиеся популярностью литые статуэтки, оставив след в истории, канули в лету – став раритетом, вожделенным экспонатом для коллекционеров и музеев.
Резчики по дереву, создававшие статуэтки святых, назывались Santero или Santonniers, но также назывались и люди, расписывающие Santos или создававшие какое-либо изображение святых. Вырезанные статуэтки расписывались без нанесения грунтового (базового) слоя краски, что делало их крайне недолговечными и уязвимыми. Статуэтки святых были меньше и проще тех, что создавались для церквей. Тем не менее, материалы и методы, используемые художниками и резчиками, оставались неизменно одинаковыми независимо от целевой аудитории. В более поздних Santos как правило использовалась полихромная техника (роспись по дереву) создания деревянных скульптур святых. Статуэтки вырезались из цельного куска местных пород дерева, отшлифовывались до достижения желаемых контуров и необходимой гладкости поверхности. Затем, на деревянную заготовку наносилась ткань пропитанная животным клеем (желатин), который вываривался из костей, хрящей, жил, кожи животных и смешанным с мелом или гипсом. После высыхания нескольких слоёв ткани и перед нанесением краски, гипсовую часть заготовки статуэтки шлифовали для достижения гладкой поверхности. Отшлифованная гипсово-меловая ткань скрывала следы резьбы, становясь достаточно прочной основой и идеальной по фактуре для последующей детализированной лепки рук, деталей костюма и позволяющая с особой точностью передать черты лика. Покрытые гипсом или мелом части скульптуры предотвращали пропитывание древесины краской, сохраняя уникальные цвета и оттенки от изменения цветовой интенсивности под влиянием времени.


Иногда использовался тонкий слой смеси из глины и животного клея поверх гипсово-мелового покрытия как основа для сусального золота, искусно раскрашенного и создававшего иллюзию богато вышитой ткани. Традиция покрывать деревянные статуэтки святых сусальным золотом образовала стиль называемый Detallado («детальный»), в то время как без позолоты – Estofado. Стиль Detallado отличается тем, что полностью окрашенные и покрытые сусальным золотом статуэтки Santos не нуждаются в одежде и других аксессуарах, т.к. образ святого полностью завершён. Стиль Estofado был более распространен и послужил основой к возникновению других направлений и стилей. В пример тому – Niche Santos, небольшие по размеру статуэтки, которые укрывали в нишах и специальных ящиках. Niche Santos были особенно востребованными в период мусульманского халифата на Пиренейском полуострове. В то время христианам было не безопасно исповедовать свою религию и тем более держать в доме христианскую атрибутику. Niche Santos – «Святое Убежище» (от слова niche – ниша, убежище) помогало христианам скрыть от ненужных глаз лики своих святых. В период реконкисты, в освобождённых от мусульман городах и селениях, жители переносили своих Niche Santos на самое видное и почитаемое место в гостиных и спальнях, украшая и преподнося подарки своим святым.


Для окраски и росписи статуй святых мастера применяли темперу , а после VI-VII веков – масленые краски, традиционные для того периода времени. Темпера трескалась и осыпалась с деревянной статуэтки из-за деформаций древесины под влиянием внешних климатических условий: увеличения и понижения температур и изменения влажности воздуха. Это приводило к тому, что рано или поздно статуэтка оказывалась в руках мастера. Мастер исправлял ущерб, нанесённый природными факторами и обычным износом, частично реставрируя или полностью расписывая всю статуэтку заново. Учёные находили статуэтки Santos со следами многократной реставрации и перекраски, где каждый новый слой краски сильно разнился по химическому составу от предыдущего, что свидетельствует о том, что одну алтарную статуэтку использовало не одно поколение христиан и как трепетно относились к ним их владельцы.


Цена алтарных кукол была не мала. Необходимо упомянуть факт, что ультрамарин, достаточно часто использовавшийся в росписи, был очень дорог и применялся как символ роскоши – он продавался по весу 1:1 к золоту почти до конца средневековья. Не дёшевы были и лаки (растворённые в спирту смолы деревьев) применявшиеся для защиты окрашенной и расписанной поверхности алтарных статуэток. В основу красок входил свинец, мел, киноварь, лазурит и охра. Для окраски и росписи применялись преимущественно краски с добавлением минеральных или растительных пигментов. Учёные обнаружили, что приблизительно с начала VII века в состав красок как связующий материал входила олифа. Примерно в этот же период времени стали использовать масленые краски и уникальную технику применения воска. Воск применялся для лепки и литья рук, лица и голов статуэток. Воск смешивался с канифолью и мелом, отливался в нужную форму, после застывания заготовки её прикрепляли к корпусу статуэтки и расписывали. Примерно к середине VIII века стали применять гвозди для крепления фигуры к постаменту. Применение гвоздей немаловажный факт свидетельствующий о возникновении артельного производства алтарных скульптур Santos.


Таким образом, можно с уверенностью сказать об артельном производстве статуэток Santos: фигуры и постаменты могли быть сделаны разными людьми; постаменты могли быть сделаны не для конкретных статуэток. Но многие статуэтки Santos как и ранее полностью создавались одним мастером, что значительно повышало их цену. Настоящий прорыв в техниках и технологиях создания алтарных статуэток происходил с начала VI и до конца X века. В эти века всё больше применяются масленые краски, темпера становилась более качественной, расширяется палитра красок. Краски становятся дешевле и лучше. Всё больше применяются относительно новые материалы для создания статуэток: воск, олифа, казеиновые краски и казеиновый клей, канифоль, сульфат кальция, клейстер, лаки. Инструментарий также совершенствуется. Нож, изначально единственный инструмент резчика, повсеместно уступал место специальным инструментам для резки и тонкой доводки заготовок будущих статуэток. Всевозможные разновидности долот, стамесок (клюкарза и церазик) предоставляли резчику возможность воплощать свой замысел максимально эффективно и точно.


Кроме обычного инструмента резчики уже могли использовать очень современное в те времена устройство механизации – станок , приводимое в действие подмастерьем или самим мастером.


Традиции Santos, сформированные не без участия церкви, на протяжении столетий диктовали условия создания алтарных статуэток. Одно из важных требований предъявлялось к древесине используемой резчиками. Если ранние Santos вырезались из любой доступной местной древесины, то с начала средневековья резчикам настоятельно рекомендовалось использовать определённые сорта древесины. Кедр (Cedrus Pinaceae) использовался мастерами и считался одним из ценных материалов из-за уникальных свойств древесины, но с ним связан и интересный факт… Во многих источниках пишется об Испанском кедре (Cedro Hembra), из-за чего во многих публикациях случается путаница, так как на самом деле речь идёт не о кедре (Cedrus Pinaceae), а о Цидреле душистой (Cedrela odorata), не имеющей никакого родства с кедром. Цидрела душистая (Cedrela odorata) – одна из представительниц рода Цидрел семейства Маливых, нареченная звучным именем «Испанский кедр» только из-за своего кедрового запаха. Далее автор позволит себе перечислить самые популярные сорта древесины использовавшихся для создания алтарных статуэток Santos в средневековье и разрешённых церковью к применению: Тополь (Populus), Осина (Populus tremula), Кедр Сосновый (Cedrus Pinus), Кедр короткохвойный (Cedrus brevifolia), Кедровая сосна (Pinus cembra, она же Сосна европейская и она же Европейский кедр), Цидрела душистая (Cedrela odorata). Некоторые разновидности красного дерева: Махагони (Swietenia mahagoni), Кордия (Cordia alliodora), Красный сандал (Pterocarpus santalinus), Эвкалипт смолоносный (Eucalyptus resinifera).
Как уже писалось ранее, к концу X века реконкиста и церковь частично объединили раздробленную на графства и королевства Испанское государство, что привело к экономическому подъёму, развитию артелей, появлению новых материалов и технологий. Развивалась торговля, города и их правители богатели, а с ними богатела и церковь. В богатых городах и графствах проходили шествия и крестовые ходы, главная роль в которых отводилась статуям Santos. Чем богаче становилась церковь, тем богаче, краше и сложнее становились статуи. Так к концу X-началу XI веков у статуй Santos стали появляться стеклянные глаза, у особо дорогих статуй Santos лики и руки могли быть выполнены из слоновой кости.


Вырезанные из слоновой кости статуэтки Santos отличались особой детализацией и роскошью, в последующих веках они стали известны как стиль Marfil.


Необходимо уделить особое внимание ещё одному из стилей, возникшему приблизительно в начале XIго-середине XII-го веков и ставшим очень популярным до наших дней - «Bastidor Santos».


Особенность этого направления заключается в каркасе заменяющего нижнюю часть туловища статуи. Отсюда и название Bastidor – ограждение, каркас. Каркас создавался из дерева. Изредка создавались каркасы из металлических прутьев на подобии женского каркаса-панье. Направление «Bastidor» унаследовало от других стилей Santos и некоторые другие черты, например шарнирные подвижные конечности и съёмные руки.
На фотографии старинной Santos видны подвижные руки:

Antique Santos, XVIII century

На фотографиях ниже мы видим уже ставший классическим деревянный каркас и шарнирное сочленение рук статуэток Santos:



Когда у статуэток и статуй Santos появились подвижные и съёмные конечности точно неизвестно, но учёные предполагают что в промежуток между IX и XI веками.

С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

мая 18, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.

Реконкиста.
Начиная с 718 года, в период междоусобных войн, раздробленная на графства и небольшие королевства Испания начала отвоевание своих земель католиками-христианами у арабского халифата, которое продолжалось повсеместно вплоть до конца IX-го - начала X-го веков. В этот период реконкиста обретает форму и силу: сплачивает мелкие княжества и графства под покровительством более сильных королевств, правители которых заключают союзы и определяют общего врага – мавров исмаилитов, захвативших земли Испании.
К концу XI-го века геополитическая ситуация меняется кардинально: Испания всё ещё втянутая в междоусобные распри, но уже частично объединенная в более крупные королевства (Астурия, Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, Кантабрия и графство Барселона) усилила свои позиции, что вызвало серьёзное беспокойство в эмиратах, уже утративших одну треть территории Пиренейского полуострова. Эмираты принимают решение просить помощи у альморавидов из Северной Африки и получают её... Отличающиеся жестокостью, крайней нетерпимостью к иноверцам и другим народностям, альморавиды подчиняют почти всю территорию мусульманской Испании. На территории Аль-Андалус начались преследования, репрессии и насильственное обращение в ислам не мусульманского населения. Христианам, евреям и другим народностям было разрешено селиться только в определённых местах - в небольших и густонаселённых резервациях. Не мусульманское население принуждали носить специальную одежду, определяющую их народность и вероисповедание, облагая непосильными налогами и податями. Жестокая политика к иноверным общинам привела к массовой миграции не мусульманского населения на север, в христианскую часть Пиренейского полуострова. Так к концу XII века на юге Пиренейского полуострова не осталось ни христиан, ни евреев, ни других народностей и племён кроме мусульман. В период с 1111 и до 1151 года альморавидам удалось нанести тяжёлый удар по христианской реконкисте, завоевав половину территории у христиан-католиков. С 1151 и по 1195 год христианская Испания переживает тяжелые поражения от альмохады – фанатичных, воинствующих исламистов пришедших из Северной Африки. 1195 год - последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты в сражении при Аларкосе. В начале XII века (16 июля 1212) битва при Лас-Навас-де-Толосе (Las Navas de Tolosa) в Андалусии становиться кульминационным моментом реконкисты. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские и португальские войска, поддерживаемые рыцарскими орденами (прибывшими для сражения со всего христианского мира) разгромили большую мусульманскую армию во главе Мухаммада ан-Насира, одержав стратегическую победу, за которой последовало изгнание мусульман с Пиренейского полуострова.


После нескольких месяцев осады, город Гранаду заняли войска королевства Кастилия и Леон. Тем самым ознаменовав конец мусульманского присутствия на Пиренейском полуострове и объединения почти всей территории в королевство Испания.
Реконкисту закончила королевская супружеская чета Изабелла I Кастильская (Изабелла Католичка - Isabel I la Católica) и Фердинанд II Арагонский (Fernando de Aragón "el Católico") 2 января 1492 года.


Примечательна эта супружеская чета (именуемая «католические короли») ещё и тем, что за окончательное изгнание мусульман с Пиренейского полуострова они получили от Папы Римского невиданную ранее привилегию – королевский патронат над церковью на всей территории королевства Испания. Реконкиста проводилась испанцами не только и не столько по политическим, экономическим или территориальным мотивам, сколько из-за религиозных убеждений. Если посмотреть на всю историю реконкисты в целом, то она представляется как единый и растянувшийся почти на 800 лет крестовый поход против неверных под знамёнами католической церкви. Католическое духовенство обладало огромным влиянием на людей – духовная жизнь находилась под полным контролем духовенства. В руках церкви находились просвещение и благотворительность: школы, университеты, больницы, приюты, помощь бездомным, престарелым и сиротам. Жизнь подданных испанской короны от колыбели и до могилы проходила под неусыпным наблюдением служителей церкви. Кроме политического и идеологического влияния католическая церковь обладала и могучей экономической силой. Доходы церкви можно было сравнить только с доходами королей. Духовенство обладало особыми правами - церковными фуэрос , согласно которым ее представители были подсудны только церковным трибуналам: к ним не могло быть применено насилие, в том числе пытки, арест и тем более смертная казнь. В теологическом плане католическая церковь подчинялась не испанской короне, а только папскому престолу. Можно ли считать что церковь является самостоятельным и независимым от королевской власти институтом? Совсем нет. Скорее всего, церковная власть походила на родную сестру королевской власти, с которой была связана кровными узами, покровительствовала ей, поощряла, использовала в своих целях и одновременно бдительно за ней следила, стараясь не допустить с её стороны поступков способных нанести королевскому трону или церкви какой-либо ущерб. С каждым поражением мавров укреплялась испанская государственность и наряду с нею мощь и авторитет церкви. Возможно, что после образования единого испанского государства интересы королевской власти и церкви в дальнейшем пришли бы в столкновение, как это происходило в других католических странах, если бы не два крайне важных обстоятельства, оказавших решающее влияние на последующее развитие взаимоотношений между этими институтами, а именно - открытие Америки и появление протестантизма. Испания к завершению реконкисты являлась государством-церковью, в котором интересы королевской власти и церкви переплетаются и отождествляются, образуя одно неразрывное целое. Чем сильнее становилось государство, тем влиятельнее и сильнее становилась католическая церковь. Таким симбиозом церкви и государства Испания вступает в следующую эпоху – конкисту . Влияние церкви на умы многих поколений испанцев, взращенных в нескончаемых войнах и крестовых походах на протяжении столетий, привело к массовому религиозному фанатизму, неизжитому окончательно и в наши дни. Испания считалась и считается поныне самым прочным оплотом католической религии в Европе.


Заступница и покровительница.
Точно неизвестно где возникла традиция создания кукол или статуэток изображающих христианских святых, но доподлинно известно одно – Santos как явление появилось на Пиренейском полуострове в период примерно с середины апологетов, что соответствует концу II и середине III веков. На развитие алтарных кукол и статуэток повлияли многовековые междоусобные распри и постоянные воины, удалённость деревней и маленьких городов от церквей и священников. Люди боялись выйти в церковь на молебен или проповедь, которые могли стать последними, особенно в период мусульманского господства над Пиренеями.
«Santos» переводиться с испанского языка как «Святой», представляя собой современное и обобщённое понятие изображения святых. В начале своего пути Santos изображали не только Деву Марию, но и библейские, религиозные, культурные и социально бытовые сюжеты. Ранние Santos встречались только в домах и гораздо позднее Santos стали появляться в католических часовнях и церквях. Создателей кукол Святых называли Santeros (мужчин) и Santeras (женщин). Скульптурные изображения Santos со временем стали раскрашивать, украшать и одевать в дорогие одежды. Постепенно общие и библейские сюжеты стали вытесняться изображениями Святых, чей лик становился всё совершеннее, само устройство Santos сложнее, одежды и украшения богаче и вычурнее – постепенно превращая Santos в настоящие произведения искусства, которое могли позволить себе только очень состоятельные люди или богатые приходы. Исторические предпосылки сложились так, что образ Богородицы Девы Марии – главной покровительницы и заступницы всех христиан, был и остаётся наиболее почитаемой святыней на Пиренейском полуострове, что не могло не сказаться на развитии Santos, изображающих Пресвятую Деву Марию.


Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада.
Спредыдущей частью очерка о Santos можно ознакомиться по ссылке - Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.