октября 30, 2014

Открытки с мишками Тедди. Начало

Недавно мне подарили открытки с медвежатами Тедди. Любовалась ими долго...Неравнодушна я к старинным медвежатам. Они обладают неповторимым шармом, загадочной и притягательной силой, ощущением тепла. У медвежат на этих открытках своя история, они отражают эпоху и историю своего времени, хранят память о прекрасных мгновениях, событиях, людях.
Эти открытки выпущены в 2002 году, когда медвежонок Тедди отметил своё столетие. Они с гашением первого дня.

Медвежонок фирмы "Gund" 1948 года:


Медвежонок фирмы "Bruin" 1907 года:


Медвежонок фирмы "Novelty and Toy Co" 1905 года:


Медвежонок "Stick" с короткими верхними лапками, тонкими нижними и очаровательными ушками, 1920 года:


Вот так началось моё коллекционирование открыток с медвежатами Тедди :)

октября 26, 2014

"Делфт в сине-белом".

В Тель-Авивском музее изобразительных искусств («Tel Aviv Museum of Art») проходит выставка делфтского фарфора из собраний израильских музеев и частных коллекций - "Делфт в сине-белом". На выставке представлено более 600 экспонатов объединенных утонченной и безупречной синей росписью на белом фоне.


Хочется рассказать о истории делфтского фарфора не вдаваясь в исторические факты и свединия  о китайских династиях Цин и Мин, о дельфтской гильдии св. Луки,  Голландской Ост-Индской компании... , а росто показать красоту этого фарфора, которая волновала и будет волновать ещё не одно поколение людей.

Возникновение в маленьком голландском городе Делфте производство фарфора, которое сохранилось до наших дней, принадлежит к самым интересным явлениям в истории керамики.
В 17 веке пивоварение в Делфте, которым некогда так славился город, постепенно отходило на второй план из-за ухудшения качества речной воды, а вследстви и качества пива. Практичные голландцы начали искать другие способы заработка. Благодаря расцвету морской торговли суда доставляли в Делфт всевозможные изделия из Китая и Японии, в том числе и фарфор. Расписанный вручную сине-белый восточный фарфор очень быстро приобрёл популярность и высокий спрос.


Тарелки, Китай , период правления императора Канси (1662-1722)

Доставка фарфора из Китая было делом доходным, но хлопотным и сопряжённым с многочисленными трудностями: хрупкость товара, кораблекрушения, значительное снижение производства фарфора в Китае… Дельфтские мастера стали пробовать имитировать восточные изделия с использованием местной глины. Всё это способствовало возникновению на месте пивоварен гончарных мастерских, их росту и процветанию.
Путём подражания декоративным элементам из восточной фарфоровой живописи, в Делфте создаётся свой стиль небесно-синей росписи на белоснежной глади фарфора.

Тарелка, Голландия, середина 17 века

Изделия расписывались и многоцветной палитрой, но именно сочетание синего и белого сделало Делфт знаменитым.




Диковинные восточные узоры постепенно уступали место голландским пейзажам, сценкам из повседневной жизни, цветочным композициям, библейским и мифологическим сюжетам в сине-белых тонах. Рисунки на фарфоре отличались изяществом и тонкостью линей. «Особенностью Делфтского фарфора было многократное покрытие изделий прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах. Такая техника обработки делала продукцию близкой по качеству к фаянсу – одному из самых прочных видов фарфора.»


16 изразцов со сценой китобойного промысла, Голландия, 17 век

К 1711 году число фабрик в Делфте увеличивается до тридцати и маленький голландский город становится на многие десятилетия крупнейшим керамическим центром Европы. В те времена трудно было найти голландский дом, который бы не украшал делфтский фарфор. Картинах голландских мастеров 17 века прекрасное тому подтверждение…

Делфтский художник Ян Вермеер - «Дама, стоящая у вирджиналя»
Виллем ван Мирис - «Пряха»

Бальтазар ван Дер Аст - «Ваза с цветами у окна»

Корнелис Де Ман  - «Меняла»
Корнелис Трост - «Ян Клас, или Мнимая служанка: Прошение руки Сартье Янс»

В середине XVIII века производство фарфора в Делфте столкнулось с огромными трудностями. И заключалось оно не в открытии секрета производства китайского фарфора, а в изобретении англичанином Джоном Сэндлером в1749 году технологии быстрого нанесения узоров на фаянсовые изделия. Небольшие объемы производства изделий Делфтского фарфора, кропотливая работа мастеров и высокая цена не могли конкурировать с новейшей технологией.



Декоративные пилястры, Голландия, 17 век

Одна за другой закрываются мастерские. Из трех десятков мастерских, существовавших в городе в период расцвета фаянсового дела, осалась только одна фабрика - «De Porceleyn Fles». Красота и секреты производства делфтского фарфора так бы и канули в лету, если бы в 1876 году два голландских предпринимателя не купили бы эту фабрику, с целью возродить старинное производство делфтской керамики. Так Делфтский фарфор снова приобрёл мировую известность, а фабрика в 1919 году получила звание «Королевской» («Royal»).

Вазы и сосуды для масла, Голландия, 18 век

"Landscape" , Голландия, вторая половина 19 века

Ещё немного фотографий с выставки. Делфтские изразцы («Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью»). Каждая плитка или композиция из плиток представляли собой законченный орнамент. На них изображали милые сердцу голландцев ветряные мельницы, небольшие парусники, тюльпаны, поющие птицы.








Дивные райские птахи украшают голландские изразцы 17 века:




А этот удивительный экспонат попал на выставку уже после открытия. Куратору выставки д-ру Дорону Лурье позвонила дама, которая сказала, что в ее семье хранится керамическая вывеска мясной лавки ее деда, жившего в городе Зволле, в Голландии. Вывеска из 12 изразцов и относится к 19 веку:


"Sign of Isak Mozes de Vries's Butcher Shop", Голландия, 19 век

На выставке можно увидеть ни только уникальные изделия из Делфтского фарфора 17-18 веков с рисунками необычайной красоты, но и работы современных израильских художников. Очень понравилась работа художника реалистического направления  Давида Нипо "Lion Devouring an Ox":


У жителей и гостей нашей страны есть прекрасная возможность увидеть и полюбоваться сине-белым Делфтом. Выставка продлится ещё неделю, до 1 ноября. Все подробности на сайте Тель-Авивского музея изобразительных искусств.