июля 13, 2015

Песчаные звёзды. Часть 8. Жемчужина пустыни – Мамшит.

Набатейский базар
Поднимаясь в синь неба, солнце наполняет полотнища тентов теплым дыханием ветерка, пробуждая ото сна древний город и превращая Мамшит в темноокую восточную красавицу, пахнущую крепким кофе и пустынной полынью.… Делая шаг под сень полотнищ и навесов, окунаешься в аромат пряностей и шумное разноголосье. «Набатейский базар» проводится уже не первый год в рамках фестиваля «Мамшит – город древности», устраиваемый Управлением природой и парками Израиля (קק''ל).


Два раза в год (в песах и в суккот ) Мамшит становится излюбленным местом многих израильтян и гостей Израиля. «Нататейским базаром» организаторы стараются передать образ и дух набатейского рынка через современные ремёсла Негева. Каждый раз фестиваль удивляет тех, кто приехал на него впервые и влечёт к себе заново тех, кто уже побывал не раз.
Рынок завлекает в торговую суету своими колоритными персонажами и яркими, в основном выполненными в ручную товарами. Ах, кого и чего тут только не встретишь… Перебивая многоязычный гул посетителей, звуки дарбуки зазывают покупателей. Явно любящий фотографироваться парнишка в феске предложит вам купить холодной воды настоянной на мяте «всего за шекель!».


Там и тут вдоль древних стен расставлены лавки благоухающие восточными специями. Не просто пройти мимо бутылочек, в которых цветным песком сделан восточный орнамент – хочется скупить всё.


А какой только утвари тут не представлено – от медных финджанов до прекрасно выполненных серебряных подносов и блюд, кальянов и экзотической для европейцев керамики. Пестря разноцветными орнаментами стеклянная и керамическая посуда ручной работы особенно привлекательна для коллекционеров.


Как ни странно, но в росписи керамики создаваемой современными бедуинами Негева прослеживаются мотивы набатейской росписи. Вполне вероятно, что это дань конъюнктуре рынка, нежели возрождению набатейских традиций, а может быть это просто стечение обстоятельств…
Множество ковров и ковриков, созданных умелыми руками бедуинских женщин, можно не только потрогать и долго разглядывать, но и купить.


Обычные для Ближнего Востока джалабеи и абая бедуинские женщины украшают вышивкой с цветочным мотивом, по которому можно определить её статус и к какой семье-клану принадлежит женщина.
Волшебное путешествие по «базару набатеев» приводит нас к резчику по дереву, который продаёт поделки из древесины оливкового дерева, сделанные тут же на месте. Несколько шагов в глубину шумного рынка и перед вами верблюды, жабы, рыбки и другие поделки, сделанные вручную из мистического оникса.



Как и положено восточному базару он полон музыкантов, развлекающих продавцов, покупателей и праздношатающихся вроде автора этого очерка. Домашне-рукодельного тут много: всевозможные масла от оливкового до самых экзотических; мыла всех форм, цветов и ароматов; поделки из стекла, ювелирные украшения и много всего того, на что в обычной жизни мы бы не обратили своего драгоценного внимания. На самом деле «набатейский базар» неотъемлемая, но не главная составляющая фестиваля проводимого в Мамшите. В рамках фестиваля можно покататься на верблюдах, ознакомиться с бытом бедуинов, студенты-волонтёры исторического и археологического отделения университетов, а так же профессиональные гиды проведут для вас интереснейшую экскурсию по Мамшиту, рассказывая историю этого уникального древнего города.
Прекрасно организованный досуг займёт и ребёнка – кружки лепки, рисования и ещё чего-нибудь делания… до взрослых, любящих полакомится чем-то национально-вкусным.
Вечно беспокойные студенты и молодые пары приезжают на фестиваль на несколько дней. Благо, что на время фестиваля в нескольких десятках метров от древних стен выстраивается большой «палаточный городок гостиничного типа» со всеми удобствами. В вечернее и ночное время проводятся экскурсии по пустыне, под ароматный кофе устраиваются выступления бардов (в Израиле есть и такое…), начинающих музыкальных групп и стендапистов. С наступлением утра (между десятью и одиннадцатью часами) и приездом первых туристов, вся плохо выспавшаяся компания пробуждается, фестивальный праздник продолжается, снова вдыхая новую жизнь в давно покинутый город…
В 2005 году решением ЮНЕСКО Мамшит, как и весь участок Дороги Благовоний на территории Израиля, был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии. Древний Мамшит уникален, он не может не очаровать. Посетите этот уникальный исторический парк и убедитесь в этом сами…
В заключении считаю нужным упомянуть факт современного вандализма в Мамшите. От рук вандалов в 1994 году пострадали мозаичные полы, мраморный жертвенник и украшения церквей были частично уничтожены…

Вместо послесловия:
Бедуины, от арабского بَدَوِي‎‎ бадави или бадавийун بَدَوِيُّون – «обитатель пустыни» или «кочевник». Обычно этим термином принято называть всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни в независимости от их национальности или религиозной принадлежности. В своём большинстве израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке в ходе мусульманских завоеваний. В основном это были выходцы из Судана попадавшие в рабство к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, но в дальнейшем переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами. Проживающие в Израиле бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Есть немало предположений, что бедуины проживающие в пустыне Негев являются прямыми потомками набатеев, конечно подвергавшихся не значительному этническому смешению. На протяжении более двух тысячелетий в результате большого количества территориальных и культурных экспансий, сохранить этническую обособленность не представляется возможным.
Некоторые гипотезы о прямом родстве набатеев и бедуинов проживающих в Негеве основаны в прямом смысле слова на крови. Генетические проверки показывают отличные маркёры происхождения от бедуинов, проживающих в центре и севере Израиля. Помимо генетических различий, гипотезы набатейской преемственности бедуинов Негева основываются на схожести многих культурологических аспектов… разбор этих аспектов и доказательство гипотез, мы с уважаемым читателем, оставим учёным – это их прерогатива. Сами бедуины достаточно негативно относятся к подобным гипотезам и не приветствуют методику культурологического анализа применяемого к их общине.
Чуткая тишина пустынной ночи уступала место нежному рассвету. Костёр угасал, потрескивая над ещё тлеющими углями еле видными лепестками пламени, тщетно пытаясь взвиться в предутреннее небо искрами, сгоревшими так и не став яркими звёздами в небе пустыни…


Материалы и ресурсы использованные в очерке:
• Штайн Л. «В черных шатрах бедуинов»; Наука, 1981.
• Schmid S. G. «The Nabateans»; Sheffield, 2001.
• MacDonald B. «The Archaeology of Jordan»; Sheffield, 2001. P. 367 – 426.
• Kasher A. «Jews, Idumaeans, and Ancient Arabs: Relations of the Jews in Eretz-Israel With the Nations of the Frontier and the Desert During the Hellenistic and ... (Texts and Studies in Ancient Judaism)»; J. C. B. Mohr. 1988.
• Журнал «Очевидное и невероятное» №5; 2011.
• Шифман И. Ш. «Набатейское государство и его культура»; Санкт-Петербургский Универси-тет. 2007.
• Гольштейн А. В. Стихотворение «Старые письма»; 1904.
• Волошин М. Отрывок из стихотворения «Пустыня»; 1901.
• Торик И. «Энциклопедический путеводитель по Израилю»; Publishing House «Isradon». 2004.
• יעקב משורר."מטבעות ערי ארץ-ישראל ועבר-הירדן בתקופת הרומית". האוניברסיטה של מישיגן. 1984
• Meshorer Y. «The City Coins of Eretz-Israel and the Decapolis in the Roman Period»; The Israel Museum.1985.
• Yadin Y., Avigad N., Aviram J., Barag D., Ben-Tor A. «QEDEM»; Monographs of the Institute of Archaeology; The Hebrew University of Jerusalem. (Book 3). 1975
• Al`Oudat A.S. «The Innovation of Nabataean Pottery»; Yarmouk University.
• Figueras P. «Monks and Monasteries in the Negev»; Ben Gurion University of the Negev. 2000.
• Negev A. «The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land»; Bloomsbury Academic. 2003.
• Ovadiah A. «Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land»; Bonn. 1970.
• Figueras P. «Pilgrims to Sinai in the Byzantine Negev»; Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung. 1995. • Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. «Tabula Imperii Romani Iudaea Palaestina: Eretz Israel in the Hel-lenistic, Roman and Byzantine Periods, Maps and Gazetteer»; Israel Academy of Sciences and Hu-manities. 1998.
• Wikipedia. WMF. «Википедия»; https://www.wikipedia.org
• Интернет-проект «Энциклопедия лекарственных растений»; http://medgrasses.ru

С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам: Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.
Песчаные звёзды. Часть 5. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Песчаные звёзды. Часть 6. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Песчаные звёзды. Часть 7. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Весь очерк можно прочитать в файле формата PDF -"Песчаные звёзды"

июля 11, 2015

Песчаные звёзды. Часть 7. Жемчужина пустыни – Мамшит.

О постройках и людях оставивших след в развитии древнего Мемпсиса можно говорить бесконечно долго… посему, перейдём к следующей теме нашего повествования.


«В плохие старые времена было три легких способа разориться: самым быстрым из них были скачки, самым приятным - женщины, а самым надежным - сельское хозяйство» – Эрл Амхерст. Этот афоризм в какой-то мере относится и к нашему повествованию о достопочтимом городе Мамшит. Как уже писалось ранее, сельское хозяйство в Мамшите развивалось весьма успешно, быстро превратив город в житницу и кузницу почти всех набатейских городов пустыни Негев. Если доверять только трактатам Диодора, то можно подумать, что вплоть до IV века набатеи ничего не выращивали и вели исключительно кочевой образ жизни, занимаясь разведением коз и верблюдов. Но это утверждение несколько ошибочно.
Действительно, часть набатейских племён не меняли своего кочевого образа жизни, оставаясь в стороне от цивилизации с её благами, взлётами и падениями на протяжении многих веков. Другая часть начала вести оседлый образ жизни, что привело к основанию городов, развитию ремесленничества и сельского хозяйства. С переходом на оседлый образ жизни началось бурное развитие сугубо «набатейских» отраслей сельского хозяйства как верблюдоводство и козоводство. Увеличение посевных площадей обеспечило появление новой отрасли – пчеловодства, совсем скоро Мамшит начал обеспечивать не только свои потребности в мёде, но и соседние поселения в Негеве.
До прихода римлян на территорию будущей Аравии Петрейской ( лат: Arabia Petraea ), набатеи выращивали в промышленных масштабах финики, фиги (инжир), оливки, пшеницу, ячмень и лён. Объём экспорта сельхозпродуктов из Мамшита в другие города и страны был очень большим по тем временам. Для примера: экспорт фиг (инжира) составлял более 4000 корзин в год, а фиников более 5000. Культивированные земли в округе Мамшита находились в долинах вади и вокруг русла реки. По мнению учёных земельный фонд Мамшита составлял более 1000 гектар. Культивированные участки обустраивались в виде террас и были двух типов. В первом типе поля располагались друг за другом на разных уровнях так, что бы последующее поле находилось несколько выше предыдущего. Водный поток распределялся системой дамб, водоотводов и сливов. Во втором типе поля располагались последовательно, где каждое последующее поле находилось ниже предыдущего, получая воду с поля располагавшегося выше. Во втором типе участков не сооружалось дамб, но была разветвлённая система каналов и водоотводов. Возведение укрепительных стен между террасами позволяло земледельцам использовать нужное количество аллювиальной почвы и гумуса в пределах одного конкретного надела, давая возможность разумно использовать ресурсы именно для той культуры, которая выращивалась.


С приходом римлян система земледелия почти не изменилась, но наряду с привычными для набатеев сельскохозяйственными культурами стали выращиваться новые – хлопок, просо, виноград и др. В данном случае мы наблюдаем удивительный и очень занимательный процесс культурной диффузии римско-эллинистических нововведений из хозяйственной сферы в религиозные и социальные институты набатеев. Автор очерка не настаивает на определённой точке зрения – плохим или хорошим обернулась такая римско-эллинистическая экспансия для набатеев, но позволит себе привести некоторые примеры, что бы многоуважаемый читатель решил для себя сам – что «хорошо», а что «плохо»…


Греко-римская культура не мыслима без вина, производство которого было завезёно римлянами в земли набатеев. Выращивание винограда – сам по себе факт хороший, т.к. расширял не слишком богатый гастрономический выбор набатеев и не сильно влиял на привычный образ жизни самих набатеев. Но вино, которое производилось из большей части выращиваемого винограда, медленно и кар-динально изменило всю историю Набатейского Царства. До прихода римлян набатеи не пили вина, которое считалось табуированным – запрещённым к употреблению и вино просто не производилось. После того, как вино стало производиться самими набатеями, да ещё и в больших количествах, набатеи стали активно пользоваться дарами Бахуса . Интересен этот факт тем, что пить вино набатеи стали только с приходом римлян, хотя могли начать это делать задолго до них, т.к. их ближайшие соседи и зачастую родственники – иудеи, производили и пили вино с незапамятных времён.
Ещё один интересный исторический факт – при раскопках Мамшита израильскими археологами в большом количестве были найдены останки… домашних свиней! Факт сам по себе уникальный, так как свинья считалась «не чистым» животным на всей территории Ближнего Востока и Северной Африки и остаётся таковым до нынешних времён. Найденные во время раскопок останки свиней свидетельствовали о быстро развивающейся отрасли сельского хозяйства – свиноводстве, появившимся именно в период римской экспансии. Найденные останки указывали именно на домашних свиней, а не на одомашненных диких кабанов. Вывод – этих свиней и практику их разведения привезли с собой римляне. Вероятнее всего, что свиньи разводились, выращивались и разделывались исключительно для римских воинов, что бы обеспечить их достаточным количеством мяса. Может быть и так… но что тогда делалось со свиной кожей, жиром, жилами, хрящами и прочим, остававшимся после обработки туши? Выбрасывалось?! Очень сомнительно… это слишком ценные материалы, тем более в условиях пустыни.
Удивительно, что сегодня мы можем любоваться прекрасными арабскими скакунами отчасти благодаря римлянам, сыгравшим свою роль в истории создании этой прекрасной породы лошадей. Почти во всех набатейских городах с приходом римлян стали строится конюшни, использовавшиеся как подменные станции для курьеров и почты. В Мамшите до сих пор можно полюбоваться сохранившимися до наших дней конюшнями. В Мамшите были построены две конюшни, всего на 28 стоил. Одна из конюшен располагалась почти посреди города: прекрасно защищённая стенами и крышей от превратностей пустынной погоды и оснащённая собственным колодцем – дававшим питьевую воду и охлаждавшим помещение.



Конюшни охранялись войнами, а за каждой лошадью ухаживали специально обученные работники. Без таких «царских» условий содержания лошади просто не смогли бы выжить в условиях пустыни Негев.
Сегодня среди остатков города породнившегося с пустыней, сквозь множество разбросанных случаем глиняных черепков, пробивается к весеннему солнцу желтыми цветами крестовник, украсивший себя стебельками дикого ячменя. А когда-то, много веков тому назад, ячмень был не диким, крестовник использовался лекарями, а черепки были керамической посудой, вылепленной и расписанной руками умелых гончаров. Быстро переняв гончарное искусство у идумеев , набатеи создавали удивительную посуду, значительно превзойдя учителей в своём умении. В ранний период набатеи использовали обычную красную глину найденную в руслах вади и реки, созданные из неё изделия в основе своей высушивали на солнце. Каким образом высушенная на солнце посуда оставалась прочной и достаточно тонкой? Секрет заключался в составе глины, из которой лепилась посуда: сама по себе добываемая глина была «тонкой», то есть имела однородную и мягкую консистенцию. Набатеи добавляли в глину относительно крупные минеральные включения и яичную скорлупу, что позволяло избежать теплового стресса и растрескивания изделия при высыхании или обжиге в костре.
С оседлостью набатеи стали строить печи для обжига керамики, использовать гончарные круги, особой конструкции штампы и прокатки. Толщина стенок набатейской керамики варьировалась от 1,5 миллиметров до 3 сантиметров, в зависимости от предназначения изделия. Керамика имела очень низкий коэффициент абсорбции влаги – примерно 2.5% для окрашенных, и 17% для не окрашенных поверхностей. Другими словами, керамика набатеев была менее пористой, она лучше удерживала влагу и была гораздо прочнее, чем обычная керамика других народов того времени. Достигались эти свойства особой смесью глины, неорганическими красками и температурой обжига керамики: температура обжига не окрашенной керамики составляла от 725ºС до 775ºС, а для окрашенных изделий гончары разогревали свои печи до 800ºС–820ºС. Украшались керамические изделия изображениями стилизованных фигурок античной мифологии, цветами, птицами и листьями.


Фотографии с сайта "Archaeological Center"

Для росписи применялись минеральные пигменты розовых, красных, коричневых, темно-коричневых и чёрных цветов. Особо тонкие формы (1,5мм – 3мм) обретали тарелки, чашки, миски и не большие кувшины. Ярко-красный оттенок терракотового цвета, очень тонкие стенки относитель-но изделия, прочность, характерный металлический звук при проведении ногтём по керамике и роспись стали отличительными особенностями набатейской керамики.
С приходом римлян в декоре изделий появился геометрический орнамент и эллинистический стиль, а сама керамика стала несколько грубее и толще. Снижение производства керамики началось в Византийский период и окончательно прекратилось с приходом арабских завоевателей.
Славные ремесленники Мамшита занимались выплавкой и обработкой меди, свинца, железа и конечно же золота. Выплавка и обработка свинца и железа набатеями почти ни чем не отличалась от обработки металлов у остальных народов Ближнего Востока. Медь набатеев почти не интересовала, следствие – очень скудное производство медных изделий. Но вот золото… набатеи очень любили этот насмехающийся над богами металл, любили и умели делать из него красивые украшения. С оседлостью набатейское ювелирное искусство стало гораздо сложнее и изысканнее, став достойным внимания богатых и красивых женщин.


На фотографиях ювелирные украшения созданные на рубеже эллинистического и византийского периода Набатейского Царства, найденные при археологических раскопках в Мамшите. (фотографии из работы Renate Rosenthal-Heginbottom "Grave Goods and Nabatean Identity: Mampsis and Qasrawet"). На второй фотографии серёжка украшенная фигурой богини Аллат, увидеть серёжку  можно в "Музей Израиля" в Иерусалиме.

Ювелирное ремесло набатеев меняло формы и техники, со временем впитывая в себя культурные традиции греко-римского и византийского периодов…
Кстати, одним из факторов вторжения римлян на земли набатеев было именно золото. Множество товаров набатеи перевозили и продавали в средиземноморье, но они почти ни чего не покупали, взамен увозя только серебро и злато.
Хочется отметить тот факт, что именно в Мамшите было найдено 158 килограмм свинца, литьевые изложницы, папирусы, много украшений, золотых монет и керамики. Самой значительной находкой доказывающей мощь и богатство Мамшита был клад, найденный Диной Кастель в 1966 году. По словам Авраама Негева один из участников раскопок (Михаил Нидам) прибежал к нему с вытянутыми вперед ладонями заполненными золотыми монетами, задыхаясь от радостного возбуждения, повторявшего одну фразу снова и снова – «Ещё есть много, много…». Самой же ценной находкой в Мамшите стал медный кувшин, содержащий 10500 серебряных тетрадрахм , что по современным представлениям соответствует бюджету крупного министерства в десятки миллионов долларов. Находка была столь значимой, что считается второй в мире после сокровищ Тутанхамона.


Фотографии сделаны во время экспедиции в Мамшит знаменитого израильского ученого Авраама Негева На первой фотографии медный кувшин (фотография из работы Renate Rosenthal-Heginbottom "A Forgotten Treasure - The Secrets of the Mampsis Hoard"). На второй фотографии Авраам Негев и клад серебряных монет. Увидеть медный кушин с монетами можно в "Музее Гехта" в Хайфе.

С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам: Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.
Песчаные звёзды. Часть 5. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Песчаные звёзды. Часть 6. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Через несколько дней будет опубликована последняя глава о Набатеях. Хорошего дня и настроения!